Родился 28 сентября 1857 в Сигнахи (Грузия).
1873-1878 - ученик школы рисования при «Кавказском
художественном обществе».
1879-1883 - учился в Петербургской академии художеств у М.К.
Клодта.
Летом и осенью 1883 - путешествовал по Кавказу: через
Семеновский перевал - к Севану, а оттуда - в сторону Эривани, Аштарака и
Вагаршапата (нынешний Эчмиадзин).
В 1884 - он совершает путешествие в Европу, право на которое
ему давала серебряная медаль: едет в Италию (Флоренция, Венеция, Рим, Неаполь),
где знакомится с искусством Европы периода Возрождения, и через Швейцарию
возвращается на родину (1901). С этого времени навсегда, до конца своей жизни,
обосновывается в Тифлисе.
С установлением Советской власти в Армении Башинджагян
принимает деятельное участие в работе художественной секции Дома
армянского искусства («Айар тун») в Тбилиси.
Умер 4 октября 1925 в Тифлисе.
Создал более 1000 картин. Работам раннего периода характерна
тончайшее воспроизведение природы, применение некоторых элементов академической
живописи («Арарат» (1883), «Дом Х. Абовяна в Канакере» (1884), «Березовая роща»
(1888), «Оттепель на Кавказе» (1890).
1890-е годы — время расцвета творчества художника.
Картины «Озеро Севан в лунную ночь» (1894), «Арарат» (1895), «Казбек» (1895),
«Дорога в Дилижан» (1895), «Севан» (1896), «Река Раздан с Еревана» (1897),
«Дождливый день в Севане» (1896) и другие отличаются большим воодушевлением,
эмоциональным восприятием природы, мастерством светотени и цвета. Мастерством
художественного обобщения и убедительности Башинджагян воспроизвел ясность и
прозрачность тихих вод («В Севане» (1895)), просторы синего неба и яркого
солнца («Алазанская долина» (1907), «Арарат и Аракс» (1908), «В горах
Зангезура» (1904)), величие возвышенных гор и глубоких ущелий («Ущелье Санаина»,
«Дарьяльское ущелье» 1910, «Арарат» 1912)), подчеркивая эпичность и
монументальность природы.
В творчестве художника явно преобладает эпический пейзаж[1].
На Башинджагяна большое влияние оказало творчество Архипа Куинджи, и в этом смысле он
представляет линию эпического пейзажа, идущую в русском искусстве от Айвазовского. Хотя он большую
часть жизни прожил в Тифлисе, большинство сюжетов его картин связано с
Арменией. Армянские художники, в частности, Мартирос Сарьян, считали Башинджагяна
своим предшественником, и он рассматривается как основоположник реалистического
пейзажа в армянской живописи.
Башинджагян придерживался также тех же взглядов на технику,
что и Куинджи. Он писал этюды на открытом воздухе, а затем в
мастерской работал над картинами.
Озеро Севан в дождливый день, 1899 |
В ранний период творчества, примерно до 1890
года, художник уделял особое внимание первому плану пейзажа, тщательно
прорабатывая все детали. Впоследствии он либо вовсе пренебрегает передним
планом, либо пишет весь пейзаж с одинаковой тщательностью. Все его пейзажи
отличаются простотой композиции и обязательно включают небо. Следуя Куинджи, он
писал много ночных пейзажей.
Арарат, 1912 |
Армянское село на рассвете |
Комментариев нет:
Отправить комментарий