четверг, 21 сентября 2017 г.

Геворк Башинджагян

Родился 28 сентября 1857 в Сигнахи (Грузия).
1873-1878 - ученик школы рисования при «Кавказском художественном обществе».
1879-1883 - учился в Петербургской академии художеств у М.К. Клодта.
Летом и осенью 1883 - путешествовал по Кавказу: через Семеновский перевал - к Севану, а оттуда - в сторону Эривани, Аштарака и Вагаршапата (нынешний Эчмиадзин).
В 1884 - он совершает путешествие в Европу, право на которое ему давала серебряная медаль: едет в Италию (Флоренция, Венеция, Рим, Неаполь), где знакомится с искусством Ев­ропы периода Возрождения, и через Швейцарию возвращается на родину (1901). С этого времени навсегда, до конца своей жизни, обосновывается в Тифлисе.
С установлением Советской власти в Армении Башинджагян принимает деятельное участие в работе художественной секции Дома армянского искусства («Айар тун») в Тбилиси.
Умер 4 октября 1925 в Тифлисе.

Создал более 1000 картин. Работам раннего периода характерна тончайшее воспроизведение природы, применение некоторых элементов академической живописи («Арарат» (1883), «Дом Х. Абовяна в Канакере» (1884), «Березовая роща» (1888), «Оттепель на Кавказе» (1890).
1890-е годы — время расцвета творчества художника. Картины «Озеро Севан в лунную ночь» (1894), «Арарат» (1895), «Казбек» (1895), «Дорога в Дилижан» (1895), «Севан» (1896), «Река Раздан с Еревана» (1897), «Дождливый день в Севане» (1896) и другие отличаются большим воодушевлением, эмоциональным восприятием природы, мастерством светотени и цвета. Мастерством художественного обобщения и убедительности Башинджагян воспроизвел ясность и прозрачность тихих вод («В Севане» (1895)), просторы синего неба и яркого солнца («Алазанская долина» (1907), «Арарат и Аракс» (1908), «В горах Зангезура» (1904)), величие возвышенных гор и глубоких ущелий («Ущелье Санаина», «Дарьяльское ущелье» 1910, «Арарат» 1912)), подчеркивая эпичность и монументальность природы.
В творчестве художника явно преобладает эпический пейзаж[1]. На Башинджагяна большое влияние оказало творчество Архипа Куинджи, и в этом смысле он представляет линию эпического пейзажа, идущую в русском искусстве от Айвазовского. Хотя он большую часть жизни прожил в Тифлисе, большинство сюжетов его картин связано с Арменией. Армянские художники, в частности, Мартирос Сарьян, считали Башинджагяна своим предшественником, и он рассматривается как основоположник реалистического пейзажа в армянской живописи.
Башинджагян придерживался также тех же взглядов на технику, что и Куинджи. Он писал этюды на открытом воздухе, а затем в мастерской работал над картинами.
Озеро Севан в дождливый день, 1899
В ранний период творчества, примерно до 1890 года, художник уделял особое внимание первому плану пейзажа, тщательно прорабатывая все детали. Впоследствии он либо вовсе пренебрегает передним планом, либо пишет весь пейзаж с одинаковой тщательностью. Все его пейзажи отличаются простотой композиции и обязательно включают небо. Следуя Куинджи, он писал много ночных пейзажей.
Арарат, 1912
Армянское село на рассвете



Комментариев нет:

Отправить комментарий