вторник, 5 марта 2013 г.

ХУДОЖНИК ИЗ ХУДОЖНИКОВ


Художник писал свое последнее полотно, сам не зная об этом, не знал об этом никто. Красная роза у меня в руках, цыганская косынка, намотанная на мою голову - я наслаждалась блаженнейшим мгновением 2010 года. Под звуки голоса Фрэнка Синатры невозмутимо вечерел посленовогодний день.
   В начале мечтательные цвета начали бегать по полотну, а потом линии становились образами: я и мои мечты, моя любовь и мои желания, и Арцрунян со своими кистями и палитрой, и мы вместе объединили наши мечты и наш мир стал общим. После трех дней, для получения целостного вида, картине недоставало нескольких прикосновений кисти, но художник не захотел больше прикасаться к полотну. Мой портрет был закреплен в истории армянского изобразительного искусства в качестве последнего произведения Эдуарда Арцруняна
  После этого Мастер прожил три месяца, он ежедневно по полчаса работал над своими незаконченными произведениями. Художник уже угасал, силы постепенно стали его покидать, но воображение, целеустремленность, путь пройденной жизни дали ему жить. Он сопровождал меня к самым сокровенным уголкам своего чувственного мира, ознакомил с историей создания своих любимых полотен.
Сейчас последнее полотно Арцруняна – мой портрет - каждый день приветствует меня. Кажется, две Анаиды смотрят друг на друга, но в реальности они во мне видят Арцруняна. Думаю, что чрезмерно отличающаяся оттенками и необычно сказочная эта картина, как бы, является итогом всей прожитой жизни художника - содержательной и захватывающей, может быть бесконечной, как искусство. Как говорил Арцрунян, он создал тысячи картин, но, все равно, многим тысячам еще предстоит родиться.
У него были и другие мечты - на своих собственных ногах хоть раз спуститься в Союз Художников и досыта беседовать с друзьями в кафе, надышаться ароматом деревьев. Кажется, все это обычные и легко осуществимые желания, если б не было паралича, из-за которого в течение шести лет художник был прикован к постели и коляске. Несмотря на то, что моя дружба с Эдуардом Арцруняном имела историю всего лишь одного года и двух месяцев, он смог в течение этого короткого периода стать моим духовным отцом, а его пройденный путь – мерилом и вехой для меня. Последние годы его прожитой жизни можно отождествлять с подвигом.  Подобно истинному герою он зацепился за искусство, которое было источником всех его радостей и достижений. Болезнь более или менее ослабила его руку, но его мировосприятие стало более ярким и красочным, на смену к принятым рисовальным правилам пришли кристаллизованные ощущения, арцрунянская философия -переосмыслить и воспринимать жизнь и реальность по-новому. Мастер тематической композиции в этот период не отказался от кредо усыновленного в течение всей творческой жизни, оставаясь верным национальным, историческим, крестьянским, каждодневным бытовым темам.
   Я долго думала, – кем же является художник в реальности и в чем заключается его миссия. Думала до тех пор, пока не встретила Эдуарда Арцруняна. С истории одного портрета - теплая дружба в течение одного года и двух месяцев. Кажется чем-то невозможным - между 29-летней девушкой и 80-летним художником. Но мое настоящее знакомство с Арцруняном произошло еще в декабре 1999 года, когда я впервые обнаружила полотна художника, которые мрачным, декабрьским дням, словно, придавали дыхание и теплоту. В то время никогда даже в голову не приходило, что спустя ровно десять лет я стану куратором его последующих организуемых выставок, что Арцрунян станет очень дорогим и задушевным Человеком в моей жизни.
   Безусловно, быть достойной доверия Эдуарда Арцруняна большая честь, счастье, когда убеленный сединой Мастер именно тебя доверяет дело организации выставок посященных его восьмидесятилетнему юбилею, именно тебе он рассказывает самые интересные истории из своей прожитой жизни, и то, что именно ты должна осуществлять все его заветные мечты. Словом, то, что сейчас сижу и пишу об Эдуарде Арцруняне – огромное счастье.
   Октябрь 2009 года был плодотворным рабочим периодом для меня. В течение этого периода, ввиду предстоящей выставки, мне была дана возможность полностью ознакомиться с творческим наследием артиста Эдуарда Арцруняна.
  Я была очень впечатлена и шокирована - передо мной был Художник со всею своею привлекательностью и мощью. Сын Арцруняна Артем в моем присутствии показывал отцу картины, а Мастер решал, какие из них будут выставлены на выставке. Кажется, что это простой и легкий процесс, но возможность сама по себе исключительная – художник со своими картинами – одно целое. Если б вы видели, с каким воодушевлением Арцрунян представлял историю создания своих произведений!
Хронология картин Эдуарда Арцруняна сохранилась с 1946 года. Из автопортрета, где изображен шестнадцатилетний воспитанник художественного училища имени Терлемезяна, вполне очевидно, что художник еще в поисках, кроме того, в картине ощущается дыхание Степана Агаджаняна – любимого Мастера молодого художника. Затем следуют произведения, созданные в Художественной Академии имени Репина. Армянский студент показывает серию блестящих портретов, которые все написаны в 1948-1951 году. Портрет русской девушки - настоящий музейный шедевр, портрет Вали , первой любви художника, серия автопортретов – больше одного десятка.
Арцрунян - выпускник Художественной Академии имени Репина. Он окончил это высшее учебное заведение с отличием в 1957 году. Его дипломной работой являлась композиция колоссального объема под заголовком «Дом в родные края». Эскизы трудолюбивого художника датируются еще с 1954 г. Это говорит о том, с какой ответственностью и обстоятельно Арцрунян готовил свою дипломную работу. В архиве художника хранятся эскизы, достигающие почти десятка.
В 60-х Арцрунян находился в поисках. В эти годы он мало создавал, впрочем, еще и по той причине, что период совпадал с активной работой в издательстве «Плакат». На начальной стадии «Плакат» поглощал все его время, но впоследствии Художник начал параллельно с издательской работой заниматься своей любимой живописью. Это были блаженные времена для Арцруняна, когда все улицы Москвы заполняли его плакаты, которые способствовали его становлению знаменитым и популярным, подготавливая почву для живописца Эдуарда Арцруняна.

Но это не означает, что Мастер не был признанным художником в своих кругах. Просто звездный час артиста Арцруняна наступил с конца 60-х, в 70-80 годах, когда родились шедевры живописца – истинные арцрунянские тематические композиции с национальным, крестьянско-бытовым, историко-описательным, громадным симфоническим звучанием. Стоит только произнести фамилию Арцрунян, как перед глазами проходят полотна «В мельнице», «1941 год», «Я люблю свою гору Масис», «Комитас», «Переселенцы в Эчмиадзине», «Женщины-беженки», «Собирающие облепиху», «Портрет матери художника»... Однако его шедевры не ограничиваются лишь перечисленными, их число превышает сотни.
   Арцрунян, который приобрел свое мастерство в пучине изм-ов, с концов 80-х и в течение 90-х начал свои силы пробовать в разных художественных направлениях живописи. Он с реализмом сливал абстрактные, кубистские художественные принципы, создавая картины со свежей, своеобразной трактовкой. Удивительно, что тематические интересы у художника остались теми же, просто в результате изменения метода толкования наблюдались новые качества.
Полотно «В память о жертв землетрясения 1988 года», созданное в 1989 году, основано на кубизме. Есть чисто абстрактные произведения - «Осенняя мелодия» (1990), «В мастерской художника» (1992), а созданное в 1993 году произведение «Домохозяйка» является выражением фовизма. Проявления постимпрессионизма ярко выражены в натюрмортах (1993-1995), как и в живописных полотнах, которые, к сожалению, хранятся в зарубежных частных коллекциях.
Надо отметить, что после параличного периода художника (2004-2010) в его искусстве замечены большие изменения – цвета становятся более декоративными, мазки – более интенсивными, время от времени художник обращается к импрессионизму, который является новым проявлением в его искусстве – «В яйле», «Весна», «Девушка Араратской долины», «Помолвили Маро».
«В живописи самое главное для меня - это гармония между содержанием и формами выражения. В первую очередь, для художника самое главное мастерство, когда твои мысли и рука созвучно работают, когда рука в состоянии осуществлять образы, вращающиеся в воображении и мозге. Художники поймут, о чем идет речь. Слава Богу, эта задача у меня решилась еще в годы учебы в академии имени Репина. Часто одни и те же темы я истолковываю по-разному, показывая, насколько обширны возможности живописи. В действительности, в жизни, на каждом шагу видишь что-то новое, жизнь сама по себе сюрприз, и ты стремишься превратить эти впечатления в картину. Именно в этом смысл жизни. Часто думаешь, что все видел, чувствовал, но глянь, что это не так. К примеру, сколько не смотрю на картины Рембрандта, не насыщаюсь, ведь он гениальный художник, каждый раз Гоген и Врубель восхищают меня, Матис с лаконичностью своих линий ошеломляет меня. Всего не перечислишь, все это всего лишь художественные впечатления, - говорит Арцрунян. - Я очень люблю свою страну, свой народ с его пройденным путем, традициями и обычаями, и все это четко видно в моих полотнах. Я честно рисовал все то, что я люблю, хотя иногда ограничивал самого себя.
Сегодня возможности современного художника еще более расширились, больше не нужны полотна и краски для создания искусства. Сегодня мысль, идея тоже рассматриваются как искусство, и это прекрасно, дело артиста более облегчилось. Жаль, что не на ногах, а то, я тоже сделал бы пару новых вещей, люблю новаторства».
Я верю Арцруняну, потому что каждый миг он удивляет меня своим желанием интегрироваться к современной жизни и техническому развитию. В восемьдесят лет он на мониторе компьютера смотрел произведения своих любимых мастеров, записывал показываемые по телевидению фильмы относящиеся к искусству и создавал фильмохранилище. ОН ЖИЛ. Таким был Арцрунян. И, разумеется, сотрудничать и особенно дружить с таким выдающимся Человеком искусства было великим удовольствием.
Вернувшись к выставке, я должна сказать, что мы с Арцруняном посмотрели примерно 600 полотен, избрав 180 произведений, одна треть которых была возвращена в мастерскую из-за отсутствия места в выставочном салоне.
Любители искусства аплодисментами приветствовали Арцруняна на открытии выставки посвященной его восьмидесятилетнему юбилею. После десятилетнего перерыва художник привел в волнение, в оцепенение своего поклонника. Кто бы мог подумать, что прикованный к коляске художник мог так рисовать, более того - сказать новое слово любителю искусства. Самым впечатляющим был людской поток на выставку, где все хотели пожать руку Мастера, сфотографироваться с ним, сказать слова восторга. 
Кто бы мог подумать, что из его родного Гюмри целый автобус детей приедет в Ереван, чтобы ознакомиться с искусством Арцруняна. Они не знали, что через несколько дней у них тоже должна была открыться выставка Мастера. Вот что написал один из посетителей выставки Аветис Хачатурян. «Я думал, что я - художник… Настоящий художник - Вы, я хотел бы всю свою жизнь жить окруженный этим миром… Это моя реальная сказка – сказка реального человека. Нет, безусловно, дыхание Божье присутствует в этой сказке - в живописных картинах Эдуарда Арцруняна. Я поклоняюсь…». Трудно ожидать более искреннюю оценку.

Анаит Корюн



Комментариев нет:

Отправить комментарий